Изменения законодательства об исполнительном производстве
Вступили в силу изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ), которые необходимо учитывать гражданам при обращении в службу судебных приставов и иные органы принудительного исполнения.
В частности, теперь судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если в заявлении взыскателя о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, не указаны реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства (ч. 2.2. ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 229-ФЗ). Данное требование распространяется также в случае обращения взыскателя напрямую в банк с исполнительным документом (п. 1 ч. 2, ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно нововведениям, если у физического лица имеется задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и в отношении него вступил в силу соответствующий судебный акт, исполнительное производство возбуждается на основании информации, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа (п. 1 ч. 2, ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона № 229-ФЗ).
С 03.11.2023 начали действовать поправки, внесенные Федеральным законом от 04.08.2023 № 474-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым невозможность взыскания по исполнительному документу определяется, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, и это условие будет считаться соблюденным также в случае, если по подлежащему исполнению исполнительному документу на имеющиеся у должника периодические доходы (их часть) не допускается обращение взыскания, в том числе в связи с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума или в размере, превышающем прожиточный минимум (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ).
Кроме того, изменениями предоставлено право гражданам получать в банке или иной кредитной организации, организации или у иного лица, выплачивающего должнику-гражданину заработную плату, пенсию, стипендию и (или) иные периодические платежи, подразделении судебных приставов, в котором ведется или прекращено исполнительное производство, справку для целей внесудебного банкротства, предусмотренного подп. 2 п. 3.1, подп. 2 п. 3.2 или подп. 3.3 ст. 223.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Такая справка должна быть выдана гражданину по его заявлению в срок не позднее десяти рабочих дней со дня обращения (ст. 9.1 Федерального закона № 229-ФЗ).
Содержание улично-дорожной сети в зимний период времени
Своевременная уборка автомобильных дорог, территорий, тротуаров, крыш жилых домов и зданий от снега и наледи – один из наиболее актуальных вопросов, возникающих в зимний период, так как неисполнение данных обязанностей влечет за собой повышение травматизма среди населения, а также угрозу жизни и здоровью граждан.
За благоустройство и поддержание придомовой территории в надлежащем состоянии отвечает управляющая организация, силами которой расчищаются от снега дворы, убираются снежно-ледяные образования с крыш и козырьков зданий.
Уборкой снега городских дорог и тротуаров занимаются уполномоченные коммунальные службы. За содержание территорий частных предприятий отвечают их собственники.
Ответственные за содержание лица обязаны убрать снег с проезжей части автомобильных дорог, тротуаров, пешеходных дорожек, остановок, а также устранить зимнюю скользкость в предусмотренный законом срок после окончания снегопада.
Период обильных снегопадов в первую очередь снегоочистка осуществляется рядом с социально-важными объектами (больницы, детские сады, школы и др.). В случае несвоевременной снегоочистки придомовой территории гражданам следует обращаться в управляющую компанию или ТСЖ, а городских территорий - в органы местного самоуправления. О фактах бездействия указанных органов граждане могут сообщить в органы прокуратуры.
За ненадлежащее содержание улично-дорожной сети, несвоевременную уборку снега предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 14.1.3, 6.3, 7.22, 12.34 КоАП РФ. Санкции данных статей предусматривают наказание в виде штрафа до 1 млн. рублей, а также административное приостановление деятельности.
О мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних
В рамках оказания государственной помощи семьям с детьми в России реализуется программа выдачи средств материнского (семейного) капитала.
Порядок предоставления средств материнского капитала регулируется Федеральным законом № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон № 256), Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862.
Согласно нормам указанного законодательства лица, реализовавшие материнский капитал на улучшение жилищных условий, в том числе в рамках ипотечного кредитования, обязаны выделить доли в приобретенном жилье для членов семьи, супругу и несовершеннолетним детям.
Статьей 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению.
Ранее действующая норма о предоставлении в Пенсионный фонд России письменного обязательства о гарантии оформления жилого помещения в общую собственность семьи отменена с 2020 года, но обязательство по выделению долей с собственника не снято.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 256-ФЗ доли подлежат выделению в течение 6 месяцев после погашения ипотечного кредита и государственной регистрации снятия обременения с жилья, с нотариальным оформлением. Размеры долей семья распределяет самостоятельно.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законодательства в рассматриваемых правоотношениях.
В случае нарушения порядка выделения долей надзорный орган имеет право обратиться в суд с исковым заявлением к собственнику в порядке ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса Российской Федерации и потребовать выделить доли в принудительном порядке с целью защиты прав несовершеннолетних.
Федеральным законом от 31.07.2023 № 398-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанными изменениями Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 217.3 «Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Так, за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), совершенное лицом после его неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьями 217.1 и 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Если же это нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
В случае смерти двух и более лиц - лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
При этом, под неоднократным привлечением лица к административной ответственности за аналогичное деяние понимается привлечение лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два и более раза в течение ста восьмидесяти дней.
Изменения вступают в законную силу с 01.07.2024.
Что грозит злостному неплательщику алиментов?
По закону, за злостное уклонение от уплаты алиментов предусмотрено наказание в виде лишение свободы (статья 157 УК РФ).
Важно! Частичные выплаты по алиментам не исключают преступность деяния.
Кроме того, суд в обязательном порядке будет устанавливать причины, по которым должником выплаты по алиментам производились в размере менее установленного. В том числе, суд будет давать оценку материального положения должника, социально-экономической обстановки в местности, где он проживает и осуществляет трудовую деятельность, уровень безработицы.
В качестве обязательного условия наступления уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей введена неоднократность совершения указанного деяния.
Это значит, что неплательщик алиментов ранее уже подвергался административному наказанию в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ.
Барнаульский транспортный прокурор разъясняет: «Способы авторизации пользователей на интернет-ресурсах ограничат с 1 декабря 2023 года».
Федеральным законом от 31.07.2023 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О связи» внесены изменения о способах авторизации пользователей на интернет-ресурсах.
С 1 декабря 2023 года владелец сайта, программы или иного интернет-ресурса, который предусматривает авторизацию пользователей, обязан проводить ее одним из таких способов:
- по номеру мобильного телефона в порядке, который установит правительство. По общему правилу владелец ресурса должен заключить с оператором связи договор об идентификации;
- через ЕСИА;
- с помощью единой биометрической системы по особым нормам об идентификации и аутентификации;
- с использованием иной системы, которая отвечает требованиям к защите информации. Владельцем этой системы должен быть россиянин без иного гражданства или отечественное юрлицо.
Ограничение нужно будет соблюдать российским организациям и гражданам с интернет-бизнесом в РФ. Перечисленные способы авторизации распространят на пользователей, которые находятся в России.